ТАИФ зальет Татарстан бензином
9 марта 2006 года
Как сообщил заместитель гендиректора ОАО ТАИФ Владимир Пресняков, с марта бензиновый завод дочерней структуры ТАИФ ЗАО «ТАИФ-НК» в Нижнекамске начал продажу бензинов марок А-80, АИ-95 и АИ-92. Сейчас завод способен выпускать до 50 тыс. т бензина в месяц. К маю мощности нового производства будут доведены до 600-650 тыс. т бензина в год, а с середины 2007 года, как планируется, производство вырастет до 1 млн т в год.
Справка "Ъ". ТАИФ приступил к строительству собственного бензинового завода в сентябре 2003 года. Первоначальная проектная мощность завода составляла 550 тыс. т бензина в год. В конце декабря завод был сдан в опытно-промышленную эксплуатацию. Стоимость строительства составляет около $130 млн.
По словам Владимира Преснякова, в первые два года эксплуатации нового завода ТАИФ будет осуществлять оптовые продажи бензина исключительно ОАО «Татнефтепродукт» (ТНП), в котором ТАИФ принадлежит 37% акций. Гендиректор ТНП Рустам Сабиров сообщил «Ъ», что согласно подписанному между компаниями в прошлом году соглашению, ТНП получил «эксклюзивное право на реализацию бензина» ТАИФ через свою розничную сеть.
По мнению экспертов, тесная интеграция перерабатывающего и розничного бизнеса ТАИФ может привести к серьезным изменениям на бензиновом рынке Татарстана, емкость которого оценивается примерно в 1-1,1 млн т высокооктановых бензинов в год. До последнего времени его делили «Татнефть», ТНП (контролируют примерно по 25% рынка) и так называемые независимые операторы. Через свои АЗС (около 140) ТНП способен продать 300-340 тыс. т бензина в год. Остальной объем, получаемый от «ТАИФ-НК», оператору придется предлагать участникам внутреннего и внешнего рынка. Поэтому, по мнению аналитиков, ТНП выгоднее расширить сеть своих АЗС внутри республики. Как сообщил вчера господин Сабиров, в ближайшие два-три года ТНП намерена увеличить свою сеть более чем на 60 АЗС. Таким образом, со временем мелкие частные операторы будут вынуждены уйти с розничного бензинового рынка, продав свои заправки ТНП, считают эксперты.
С другой стороны, запуск бензинового завода ТАИФ приведет к переделу рынка поставок бензина, осуществляющихся сейчас в основном с НПЗ Уфы, Нижнего Новгорода, Самары. «Появление у республики собственного бензинового производства приведет к частичному вытеснению прежних поставщиков с местного рынка, в первую очередь мелких», — считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Этот процесс начался уже сейчас. Рустам Сабиров сообщил «Ъ», что с этого года ТНП отказался от большей части поставок уфимского бензина. Через два-три месяца, по его словам, прежние поставщики будут замещены «ТАИФ-НК» полностью. Если ТАИФ будет заинтересован в полном вытеснении российских поставщиков с местного рынка, то ТНП может предложить независимым операторам более выгодные по сравнению с ними цены, полагают эксперты.
Вместе с тем, российский рынок для ТАИФ может быть не менее приоритетным. По оценкам отраслевых аналитиков, к 2010 году Россия столкнется с дефицитом высокооктанового бензина, поскольку существующие в стране заводы не смогут удовлетворить потребности быстрорастущего автомобильного парка. Как говорят в компании, бензиновый завод ТАИФ, который «является первым за последние 17 лет построенным в стране подобным производством, в этой ситуации окажется востребованным везде». «Мы вообще-то планируем свой бензин продавать в республике, но не грех довозить его и до Подмосковья, где уже явно ощущается дефицит бензина АИ-95», — сказал Владимир Пресняков.
Татьяна КОРНЕЕВА, "Ъ - Волга-Урал"